Прошли открытые уроки по биологии для 7, 8 и 9 классов
07 Мая 2022
5 мая в школе в рамках Недели естественно-математических дисциплин в 7, 8 и 9 классах преподавателем Даниловой А.Г. были проведены открытые уроки по биологии. Цель уроков – помощь в развитии православного мышления и религиозного сознания обучающихся средствами естественно-научных дисциплин путем рассмотрения духовно-нравственных вопросов на основе учебного материала по биологии и текстов Священного Писания.
В 7 классе урок назывался «Творение природы». На уроке были сопоставлены научный взгляд и религиозное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. В ходе занятия рассмотрено первое повествование о сотворении мира, которое занимает всю первую главу книги Бытия и начало второй главы и описывает процесс творения в виде рабочей недели и выходного субботнего дня. На уроке ребята услышали о растениях, упоминающихся в Библии. Например, о символических растениях, таких как «гранатовые яблоки», лилиях, терновнике. О съедобных растениях: ячмене, пшенице, чечевице, финиках, горчице, винограде. О растениях как материале: смоковнице (из её листьев Адам и Ева делали себе одежды), льне, кедре и других. На уроке были зачитаны фрагменты Библии с говорящими животными: о змее искусителе, о Валаамовой ослице. Были перечислены загадочные и мифические существа, фигурирующие в текстах: бегемот, драконы, единорог, левиафан, а также животные, связанные с египетскими казнями: нашествие лягушек, нашествие мошки, нашествие диких зверей, нашествие саранчи. В завершении урока ребята составили загадки о птицах, встречающихся в тексте Священного Писания. Из большого перечня птиц в своей выборке учащиеся отдали предпочтение не голубю, орлу или воробью, а страусу, павлину, ворону, сове, цапле и лебедю. Наверное, потому, что об этих птицах проще составить загадку, поскольку они имеют яркие отличительные признаки.
В 8 классе темой открытого урока стало «Сердце человека», где человеческое сердце рассматривалось как арена борьбы добра и зла, света и тьмы. На уроке было дано определение сердцу как научно-анатомическому понятию, и сердцу, как духовному центру человека. Во время урока ребята обратились к книге святителя Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело» и рассмотрели такие свойства сердца, как его способность воспринимать воздействие Духа Божьего и совершенствоваться под Его действием. Святитель Лука Войно-Ясенецкий показывает, что сердце человека предназначено не только для чувствования и общения с Богом. Религиозный учёный свидетельствует, что сердце человека есть и орган желания, источник воли, добрых и злых намерений. Желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор его жизненного пути. Но сердце не только определяет наше мышление, оно, по автору книги, мыслит, размышляет, познает. В конце урока ребята дали толкование цитатам Священного Писания, в которых использовалось слово «сердце». Например, что обозначает фраза: «Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36,4), или: «У народа сего сердце буйное» (Иер. 5, 23), или: «Да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2,35).
В 9 классе проведен урок «Порог терпения», на котором в учебных группах ребята рассматривали понятие «порога терпения» с точки зрения различных областей наук, а также с точки зрения Православия. Ребята первой учебной группы привели примеры порога терпения из медицины, рассмотрев термины «болевой порог», «шок» и «летальный исход». Вторая учебная группа сформулировала определение порога терпения с психологической точки зрения, используя понятия «нервный срыв», «психологическая устойчивость», «управление чувствами и эмоциями». В области педагогики были рассмотрены понятия «педагогической этики» и «границы дозволенного обучающихся». Одна из учебных групп, получив тему «Политика», рассмотрели понятия: «экстремизм», «терроризм», «фашизм», и попытались ответить на вопрос, где находится порог терпения государства, ответственного за своих граждан. Особое рассмотрение данного термина выпало на учебную группу, где формулировались определения «православной любви» и «смирения», а также «греха» и «духовной распущенности». Важным моментом урока стало рассмотрение содержания понятия «порога христианского терпения», которому нет границ.
Текст- Данилова Алла Геннадьевна, учитель биологии
Фото- Анна Юдина, 7 кл., Мария Бабаева, 8 кл., Ксения Швецова, 9 кл.