Престольный праздник в храме «Всех скорбящих Радость» г.Твери
08 Ноября 2021
6 ноября храм «Всех скорбящих Радость» г.Твери отметил свой Престольный праздник. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную праздничную литургию. Ему сослужили благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский, клирик храма протоиерей Александр Крюков, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков.
На соборную молитву в престольный день пришли прихожане, гости храма, а так же ученики и преподаватели Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школы во имя святителя Тихона Задонского. Дети из Воскресной школы храма пропели песнопения Богородице, состоялся традиционный крестный ход вокруг храма.
Архиерейской благословенной грамотой за активное участие в жизни прихода были награждены прихожане храма, в их числе учитель физики Павлова Ирина Игоревна.
Настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский поблагодарил митрополита за служение.
Митрополит Амвросий поблагодарил детей за песнопения и поздравил всех пришедших на соборную молитву с Престольным торжеством такими словами:
“Всех скорбящих Радость” — удивительное и трогательное название образа Пресвятой Богородицы. Очень близкое живущим на земле людям и особенно людям, которые, наверное, сердца свои особо горé возносят, потому что молитвы и песнопения, которые относятся к нынешнему дню, понятны для живущего в земной юдоли, в скорби и печали человека. Такой человек именует Божию Матерь Заступницей скорбящих и обидимых, Питательницей алчущих, Утешением странников, Пристанищем обуреваемых, Посещением больных, Покровом немощных и больных, Жезлом старости — такие трогательные наименования, с одной стороны, земные, даже слегка приземленные, но вместе с тем свидетельствующие о духовном опыте людей, которые оставили нам наследие — и эти слова, и этот дух, этот праздник и эту икону.
Мы живем действительно в мире несовершенном, и несовершенным он будет до скончания своего существования, потому что в свое время грех, подобно вирусу и эпидемии, поразил человечество, и теперь он живет, из поколения в поколение искажая человеческую природу. Но одновременно Бог пришел в этот мир для того, чтобы этот грех потерял свою силу, подобно вирусу, с которым человечество справляется с помощью разных средств. И хотя он и живет в человечестве, но он не имеет уже своей силы. Вот так и грех. Он тоже не будет иметь своей силы, если мы сможем ухватиться за спасающую руку Божию, если мы сможем прибегнуть к покрову Божией Матери и вознести свои сердца горé, будучи обремененными, страждущими, больными. И несмотря на свое пребывание здесь, во временной юдоли, всё равно поднимать свои глаза к небу и понимать, что мы сотворены не для земли, а для неба, для жизни будущего века, для вечности.
Об этом, наверное, легко говорить, особенно с высокого церковного амвона, но тяжелее намного и намного более значимее и благодатнее всё это переживать в своем сердце, в молитвенном предстоянии Богородице, в молитвенном предстоянии Богу, Который открывает, расширяет границы сердца и позволяет увидеть то, что не способно увидеть обычное земное человеческое зрение. Обращаясь к Божией Матери, мы надеемся на Ее заступление, и в этой надежда мы не можем быть посрамлены. Но мы, люди, живущие на земле, должны еще понимать, что только тогда мы сможем пережить это предстательство Богородицы и Ее участие в нашей жизни, когда мы сами будем делать шаги навстречу Ее Божественному Сыну, Который ожидает от нас тоже чистоты и тела и души, которые присутствуют в Богородице, Который ожидает от нас совсем не модного, поругаемого, осмеянного, попираемого, но высочайшей добродетели — целомудрия. А целомудрие заключается не просто в хранении телесной чистоты. Целомудрие — это целостность всех сил человеческих — ума, сердца, воли, души и тела тоже. И для того, чтобы сохранить это единство, Церковь предлагает очень многие средства — пост, молитву, размышления, созерцание, чтение Священного Писания, житий святых, хранение своего сердца и ума своего от всего того, что наносит вред, разрушает и приносит грязь.
Мы живем в такое время, когда вокруг нас очень много средств для того, чтобы поколебать наше целомудрие. И одним из таких сильнейших поражающих средств является слово. Словом, мы знаем, можно оживить человека, а можно убить. Мы знаем из Священного Писания, что никакое слово не остается без последствий, всякое слово, которое произнесут люди на земле, будет принесено на Суд. И за каждое слово необходимо будет дать ответ. Слово, произнесенное однажды, сохраняется во Вселенной. Оно никуда не уходит, оно сохраняется навсегда. И если это слово плохое, если это нецензурное слово, которое поразило наше общество от стара до млада, оно никуда не исчезает, и, будучи сказанным, оно присутствует в пространстве времени и Вселенной и производит свое разрушительное действие.
Сегодня, к сожалению, мы живем в окружении таких слов, которые извергают из себя не только взрослые, обезумевшие люди, но и молодые люди — юноши, девушки, да и просто дети, которые берут пример со своих родителей, со своих родных, и оскверняют жизнь земную, и оскверняют тот путь, который мог бы быть для них спасительным, а становится погибельным. И в этом прежде всего виноваты взрослые; взрослые, которые подают пример, дурной пример, разрушительный пример. Мы молимся Божией Матери, и даже верующие люди произносят слова молитвы и благословения, и тут же выходят за пределы храма, и в каких-то бытовых, семейных обстоятельствах либо на работе оперируют словами, которые недостойно произносить человеку, во Христа крестившемуся и во Христа облекшемуся. Божия Матерь слагала в сердце Своем слова, сказанные Ее Божественным Сыном. И вот эти слова верующие люди должны слагать в своем сердце. Но тогда, когда наступает явление, противоречащее вере человека и тому, что он сам о себе думает, думая, что он христианин, и заражает пространство, окружающее его, гнилой нецензурной бранью, — тогда Дух Святой отходит от этого человека. В афонской традиции есть такие слова: “Это Святому Духу не нравится”. Вот в таких ситуациях Святому Духу не просто не нравятся ругательные слова, но Он просто отходит от этого человека и оставляет его уже один на один с врагом рода человеческого.
Сегодня, взирая на образ Божией Матери, мы чтим вновь и вновь Ее чистоту, благодаря которой Она стала избранницей человеческого рода, избранницей Божией, и стала способной соединить небо и землю, вместить в себя Невместимого. Но почитая Ее чистоту, мы тоже должны стремиться к этой чистоте. Если мы приняли Святое Крещение и печать Святого Духа, то ничто не должно запятнать нашу жизнь. Конечно, мы люди слабые, мы все допускаем ошибки, мы падаем, но это хотя и совершается в нашей жизни, если оно совершается по немощи естества человеческого, это Господь прощает и помогает человеку встать. Но если человек упорно коснеет в том, что он считает нормой своей жизни и что противоречит Святому Евангелию и чистоте, которой ожидает от нас Богородица, — Дух Святой отходит от этого человека, и тогда человек остается пустым, но пустым на время, потому что, мы из Священного Писания знаем, если дом остается пустым, неубранным, то приходят злейшие духи и наполняют его.
Я прошу всех вас, дорогие братья и сестры, быть очень внимательными не только к слову своему, но и к мысли своей, потому что внимательное отношение к своей внутренней жизни и есть залог наших отношений с Божией Матерью, с Ее Единородным Сыном и со святыми, которые вечно в славе Небесного Отца пребывают. Пусть Царица Небесная дарует нам стремление к чистоте, свету, святости и правде, и пусть все те наши ошибки, которые мы совершили не просто по немощи естества своего, но которые совершаем ежедневно, не задумываясь, будучи порабощенными ими и сделавшись едиными с ними, — пусть они отойдут от нас и пусть не будут средоточием и сутью нашей жизни. Пусть всякая мысль и слово освящаются благодатью Пресвятого Духа, благословляются Богородицей и являются поистине святыми. А тогда, когда наступает возражение или когда хочется взорваться из-за какого-то события, происходящего в нашей жизни, нужно просто стиснуть зубы, сомкнуть рот и замолчать, просто помолчать, помолиться внутри Господу и Богородице и попросить не изрыгнуть из себя ту грязь, которая находится внутри нас, но, напротив, освободиться от этой грязи и заполнить сердце свое и ум свой и молитвой, и благими помыслами, и благодарностью, и смирением, и прощением. И тогда Богородица поистине для нас станет настоящей, подлинной радостью в любых скорбях, даже если они не пройдут, даже если они и будут продолжаться в нашей жизни, но мы будем радоваться, потому что чистота, святость и правда будут тем мостиком, который соединит нас по духу с Богородицей, и Она сможет донести ту радость, которую Она может принести только для любящих, чистых и искренних сердец».
Фото-Евгений Некрасов, Иоанна Сахатова