ФГОС

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование системно-деятельностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

 

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.

Педагоги школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основными результатами образования в начальной и основной школе, согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО нового поколения, должны стать:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Выпускник школы

 

Введение ФГОС – процесс сложный и многоплановый. Под введением стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима на региональном, муниципальном и школьном уровне.

Переход на ФГОС осуществлялся  через:

1. Изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС.

2. Составление Основной образовательной программы НОО и ООО.

3.Внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС.

4. Анализ условий на соответствие требованиям ФГОС.

5. Информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. 

Введение ФГОС нового поколения осуществляется поэтапно.

 

Завершен пятый год введения ФГОС. Собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Документация школьного уровня скорректирована с учётом опыта работы предшествующих четырех лет. Разработана образовательная программа начального общего образования, основного общего образования и рабочие программы по всем предметам в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Была проведена работа по изучению педагогического, методического и материально-технического потенциала школы. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса,  в том числе внеучебной деятельности учащихся.

Определена оптимальная модель внеурочной организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность школы во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся строится следующим образом. Жизнь ребенка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребенку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

Внеурочная деятельность включает в себя:

  • выполнение домашнего задания, т.к. добиться требуемых образовательных результатов только на уроке невозможно, поэтому важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня;
  • индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, в том числе индивидуальные занятия по постановке устной речи, письменной речи почерка и т.д.;
  • экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, конкурсы;
  • поисковые исследования и выполнения проектов.

В школе созданы все условия для того, чтобы внеурочная деятельность принесла свои положительные результаты и эффекты.

В школе создаются необходимые санитарно-гигиенические и материально-технические условия для реализации ФГОС второго поколения. Была проведена оценка условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: здания школы, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации учебного процесса, школьного питания учащихся, а также оснащения медицинского кабинета оборудованием и инструментарием.

На сегодняшний день школа оснащена техническими средствами обучения: компьютеры имеются во всех учебных кабинетах с  доступом в Интернет, 12 интерактивных досок, 12 мультимедийных проекторов, имеются печатные  и электронные  носители образовательной информации, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В результате всех проведенных исследований условия были признаны удовлетворительными.

Педагогическим коллективом школы была проведена экспертиза базисного учебного плана, его соотношения с учебно-методическими комплектами; требований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования, ее ресурсному обеспечению и результатам освоения.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности  в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. Учащиеся обеспечены учебными пособиями и учебниками.

В связи с введением ФГОС второго поколения осуществляется новый подход к реализации образовательных программ. Каждая образовательная программа включает в себя 4 направления:

  1. программу  личностного роста;
  2. программу освоения необходимых жизненных навыков;
  3. программу обучения тому, как учиться и добывать информацию;
  4. содержательную, т.е. предметную программу обучения.

Акцент делается не столько на учебно-предметный подход, сколько на объединение всех направлений воедино. Внедряется единая методика развития основных учебных навыков («методологический стандарт обучения»). Приоритет отдается активным и креативным формам образования и досуга.

В течение всего учебного года педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности  технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального и основного  образования.

 

С первых дней педагогами ведется образовательный мониторинг. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

  • изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в школе;
  • анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
  • итоговая диагностика, определяющая уровень готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Учителя начальных классов, педагог–психолог и учитель-логопед проводят необходимую диагностику, анализ которой дает возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне готовности старших дошкольников к обучению в 1 классе. Комплекс диагностических методик направлен на выявление состояния зрительного восприятия, уровня развития мелкой моторики руки и пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, а также уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные способствуют осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе. Также педагог-психолог проводит мониторинг образовательных достижений школьников в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП НОО и ООП ООО, позволяющий своевременно наметить пути коррекции и помощи обучающимся. В течение учебного года исправляли дефекты речи у учащихся 1-3 классов, проводили коррекционные уроки с учащимися, помогали им поверить в собственные силы и возможности, повысить свою успеваемость.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся  физминутки в начальных классах после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.

Учителями школы активно используются современные технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

  • ИКТ;
  • технология деятельностного метода;
  • проектная технология;
  • групповая работа;
  • исследовательская технология;
  • элементы здоровьесберегающей и игровой технологий.

ФГОС содержит новые цели образования, новое содержание образования, новые средства и технологии обучения. Все это вместе взятое предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров.  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, умение проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности являются решающим фактором успешного воплощения новых стандартов школьного образования. Очевидно, что качество обучения в школе напрямую зависит от квалификации и компетентности работающих специалистов. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям ФГОС, 75% педагогов прошли повышение квалификации через курсовую подготовку и дистанционные курсы. Но следует обратить внимание на подготовку педагогов с целью формирования информационной компьютерной технологической компетентности по всем направлениям образовательного процесса.

Первые годы реализации новых образовательных стандартов выявили ряд проблем:

  • Затруднения у части педагогов (особенно у тех, кто старше 50-и лет) в связи с необходимостью изменения позиции учителя на уроке, перехода к полилоговым, открытым форматам проведения занятий;
  • Отставание темпов переподготовки от реальных этапов и задач образовательного процесса (частое и массовое посещение курсов ПК сильно осложняет организацию учебного процесса, поэтому перешли к дистанционным курсам повышения квалификации учителей);
  • Объективная нехватка времени для разработки программ и занятий в соответствии с новыми требованиями.

Для дальнейшей успешной реализации ФГОС  необходимо:

  • Усилить вектор методического и психологического сопровождения, нацеленный на постепенное изменение педагогической позиции и подходов.
  • Упорядочить систему переподготовки педагогов и привязать ее к реальным потребностям учебного процесса
  • Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.
  • Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.
  • Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального и основного образования.
  • Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей.
  • Усилить работу педагога-психолога по внедрению ФГОС.
  • Продолжить работу по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Продолжить работу по формированию культуры проектной деятельности.
  • Совершенствовать применение современных образовательных технологий при внедрении ФГОС.
  • Проведенные диагностические исследования с родителями учесть при организации учебного процесса и внеурочной деятельности в следующем учебном году.


ПРИКАЗ от 31 декабря 2015 г. N 1576 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОММИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 37

ПРИКАЗ от 31 декабря 2015 г. N 1577 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 189

ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

П Р И К А З (Зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644)