ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ

Интересные факты и фотографии самых известных  православных святынь мира.



01.05.2016    Святитель Спиридон Тримифунтский

Рака с мощами святителя закрывается на два замка с двух противоположных сторон. Открыть ее можно только вдвоем. И когда ключ не поворачивается, всем прихожанам храма объявляют: «Святой Спиридон Тримифунтский опять ушел кому-то помогать».


Мощи архипастыря обуты в вышитые золотой нитью бархатные тапочки, которые по греческой традиции меняют два раза в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святого Спиридона). Угодник Божий скор на слышание, особенно в трудных обстоятельствах и тяжелых болезнях. Жители острова Корфу верят, что святитель ходит по земле, навещая тех, кому нужна его помощь, и таким образом он изнашивает свою обувь. Поэтому когда тапочки меняют, они оказываются стоптанными.

Господь за пламенную любовь и горячую к Нему веру даровал мощам святителя Спиридона особую степень нетления. Божией милостью вот уже почти 1700 лет тело праведника пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела – 36,6 градуса, черты лица святого вполне ясны.


21.04.2015       Схождение Благодатного Огня 

Каждый год в Великую Субботу Страстной седмицы в храме Воскресения Христова в Иерусалиме происходит чудесное схождение Благодатного Огня. Чудо совершается накануне Пасхи, празднуемой по юлианскому календарю, после уединенной молитвы в Кувуклии православного Иерусалимского Патриарха и собравшихся в храме православных верующих. Всего несколько раз в истории Огонь не сходил, и каждый раз это воспринималось как недоброе знамение.


20.04.2015 Туринская плащаница

Наибольшее из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе.
В середине XIV века в замке Лири неподалёку от Парижа впервые на Западе была обнародована священная реликвия, ставшая одной из главных святынь христианского мира. Её владелец, как гласит летопись, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой, согласно Евангелию, было погребено Тело распятого Иисуса Христа. На вопросы о происхождении Пелены он отвечать категорически отказался, поэтому Ватикан смог признать ее подлинность лишь полтора столетия спустя, при воинственном папе Юлии II. К тому времени Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских, которые в 1578 году и перенесли ее в Турин.
С тех пор история святыни расписана буквально по дням, важнейшим из которых, безусловно, следует считать 25 мая 1898 года. Тогда, перед закрытием парижской выставки, священное Полотно впервые сфотографировал адвокат Секундо Пиа, обнаруживший при обработке снимка, что на стеклянном негативе проявился четкий Лик. В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности до сих пор — загадка Туринской Плащаницы.

Сколько же лет этой таинственной материи? И где ее скрывали до средневековой Франции? Как ткань превратилась в фотографию? И, наконец, кто на ней?
Первое: отпечаток Человека – это не рисунок художника (мы не нашли никаких органических, минеральных или химических веществ, которые могли бы входить в состав красителей); образ на Плащанице – это результат дегидратации льняной ткани, то есть – ожог.
Второе: Кровь на Полотне – настоящая человеческая кровь; причём она попала на Ткань до того, как на ней возникло изображение. Перед нами встали два главных вопроса – кто этот человек, если не Христос, и как появился его образ?  Благодаря всем этим запретам, мы можем видеть сегодня следы страданий Христа.

А вот какая информация содержится в Медицинском ежегодном вестнике за 1981 год: на Туринской плащанице имеется адекватная информация, которая анатомически точна. Доказано, что Человек, завёрнутый в эту ткань, был подвергнут истязанию бичеванием, был распят и скончался от сердечно-легочной недостаточности, типичной для казни распятием.
Любопытно, что анализ волокон ткани показал, что они совпадают с хлопчатником, который культивировался в Иудее в те годы, когда там жил Христос. Тип плетения древний, не использовавшийся позднее 276 года новой эры. Исследование пыльцевых клеток, найденных на поверхности Плащаницы и смешанных с кровью частиц почвы, обнаруженных в области стоп, колен и носа, также позволяют локализовать ее происхождение районом Иерусалима.
Следы от шипов Тернового венца; ребро, пронзённое римским копьём уже после наступления смерти; следы благовоний – смирны и алоэ, необходимых при иудейском погребении и упоминаемых в Евангелии, и другие уникальные детали полностью соответствуют тем, что описаны в Новом Завете.



20.06.2014 Риза и пояс Пресвятой Богородицы

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

 

В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню - Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.

Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.

Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: "идохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана".

Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю.

В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины "проходили пред градом, простирая свои мечи". Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

Опасность возрастала с каждым часом. "Город едва не был поднят на копье", - говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии.

Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получают исцеление.

Почитание праздника Ризоположения издревле известно в Русской Церкви. Святой Андрей Боголюбский († 1174; память 4 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника. В конце ХIV столетия часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня).

Святая Риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения, ставшую его крестовой (домовой) церковью. Она сгорела, но на ее месте тридцать лет спустя была построена в 1484-1486 гг. новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери. Этот храм, стоящий доныне, продолжал служить домовым храмом русских митрополитов и Патриархов до того времени, как был возведен при патриархе Никоне собор Двенадцати Апостолов.