2011-14 гг.«Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования»

Принято решением

педагогического совета

НОУ ТЕПСОШ

Протокол №  05 от   30.01.2012

Согласовано

Прот. Леонид Водолазский

(ФИО сотрудника ЕРОИК/ОРОИК)

Согласовано

Духовник

НОУ ТЕПСОШ

(наименование ПОУ)

20.02.2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

НОУ ТЕПСОШ

(наименование ПОУ)

Приказ № 21/01

от  21.02.2012

 

 

  

ПРОГРАММА

реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных  заведений Российской Федерации» 

НОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа

(название ПОУ)

во имя свт. Тихона Задонского»

на  2011-2014 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Паспорт программы реализации Стандарта ПКПОУ*

II. Информационная справка о ПОУ*

III. Стратегия Программы реализации Стандарта ПКПОУ

IV. Условия реализации Стандарта ПКОУ

V. Программа реализации Стандарта ПКПОУ

__________________________________________

* Стандарт Православного компонента православного образовательного учреждения

** православное образовательное учреждение

 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА ПКПОУ

Настоящая программа определяет концепцию реализации Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и основные направления деятельности по ее реализации на 2011 – 2014 годы НОУ «Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского». Программа разработана для управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования школьников в условиях совершенствования духовно-нравственного образования и воспитания.

Школа работает над созданием единого воспитательно-образовательного пространства с целью формирования нравственно и физически здорового, образованного гражданина способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь, при усвоении и развитии отеческой традиции. Православный компонент и духовно-нравственное воспитание проходят через все предметы учебного плана и внеклассные мероприятия.

Это выбранное направление работы школы – главный стержень в воспитании обучающихся с социально-активной жизненной позицией.

Наименование

Программы

Программа реализации Стандарта православного компонента

начального общего, основного общего, среднего

(полного) общего образования  НОУ ТЕПСОШ на  2011-2014 гг.

Основания

для разработки

Программы

1. Документы Русской Православной Церкви:

  • Устав Русской Православной Церкви;
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви;
  • Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, 
  • свободе и правах человека;
  • О религиозно-образовательном и катехизическом служении в
  •  Русской Православной Церкви;
  • Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного
  •  права и проблемам ювенальной юстиции;
  • Стандарт православного компонента начального общего,
  •  основного общего, среднего (полного) общего образования.

2. Международные документы:

  • Конвенция о правах ребенка;

3. Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об образовании»
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных 
  • гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;
  • Модель «Российское образование – 2020», принятая 13.09.2007 года
  • на Совете по реализации приоритетных национальных 
  • проектов в Белгороде.
  • Национальная образовательная стратегия 
  • «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному 
  • Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты 
  • нового поколения (ФГОС);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
  •  личности гражданина России;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические 
  • требования к условиям и организации обучения в
  •  общеобразовательных учреждениях»;

4.Локальные документы:

  • Устав НОУ ТЕПСОШ
  • Программа развития НОУ ТЕПСОШ
  • Учебный план НОУ ТЕПСОШ

Основные

разработчики

Программы

  • Директор школы – протоиерей Леонид Водолазский,
  • Заместитель директора по УР – П.Б. Гошева,
  • Заместитель директора по ВР – И.И. Павлова,
  • Заместитель  директора  по  УВР  начальных  классов  –
  •    Л.В. Бабаева
  • Заместитель директора по социальным и общим вопросам –
  •  Е.А. Шеломовская,
  • Заместитель директора по ИАР – Н.В. Арчакова

Основные

Исполнители

Программы

Педагогический коллектив НОУ ТЕПСОШ во имя

свт. Тихона Задонского

Цель Программы

Формирование целостной образовательно -

воспитательной среды, включающей урочную,

внеурочную и внешкольную деятельность на основе

традиционных для России духовных, религиозных и

культурных ценностей в системе церковного уклада жизни школы.

Задачи

Программы

  • Совершенствование и развитие православного
  •  уклада жизни школы, способствующего духовно -
  •  нравственному становлению и развитию личности
  •  обучающегося, раскрытию его возможностей, 
  • способностей и талантов, заложенных Богом.
  • Введение православного компонента, 
  • предназначенного сформировать целостную картину
  •  мира на основе православного мировоззрения, 
  •  воспитывающего духовно-нравственного гражданина
  •  и патриота.
  • Объединение усилий Церкви, семьи и
  •  школы по совершенствованию системы воспитания, 
  • позволяющей преобразовывать полученные знания
  •  в личный духовный опыт, укреплять в обучающихся 
  • навыки христианского благочестия.
  • Проведение экспериментальной деятельности с целью
  •  оптимизации учебно-воспитательного процесса
  •  по теме: «Актуальные вопросы
  •  преподавания церковнославянского языка в условиях
  •  реализации Стандарта православного компонента».

Основные этапы

реализации

программы

  1. Ориентировочный – определение ключевых моментов работы 
  2.  школы в рамках Стандарта православного компонента,
  3.  ориентировочных целевых индикаторов программы, 
  4. перспектив работы школы в новых условиях, 
  5. разработка проекта  Программы реализации 
  6.  «Стандарта православного компонента в НОУ ТЕПСОШ»
  7.  с мая 2011 по август 2012.
  8. Основной - осуществление мероприятий по реализации
  9.  Программы введения «Стандарта Православного компонента
  10.  начального общего, основного общего, среднего (полного)
  11.  общего образования НОУ ТЕПСОШ»: мониторинг. 
  12. Осуществляется участниками образовательного процесса 
  13. с сентября 2012 по май 2014.
  14. Коррекции - анализ данных мониторинга;  корректировка
  15.  тактических задач по каждому из приоритетных направлений;
  16.  внесение изменений в содержание программ.
  17.  Осуществляется администрацией и Методическим Советом
  18.  один раз в год (июнь месяц).
  19. Аналитико-обобщающий - анализ результатов реализации
  20.  Программы введения «Стандарта Православного компонента
  21.  начального общего, основного общего, среднего (полного)
  22.  общего образования НОУ ТЕПСОШ»; систематизация полученных
  23.  данных; обобщение и распространение опыта в
  24.  профессиональном сообществе; формулирование проблем 
  25. и перспектив дальнейшей работы по реализации
  26.  православного компонента в общем образовании. 
  27. Осуществляется администрацией школы,
  28.  Педагогическим Советом, Методическим Советом
  29.  (октябрь-декабрь 2014).

Основные мероприятия Программы реализации

Стандарта православного компонента общего образования

В целях обеспечения реализации Программы «реализации Стандарта православного

компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования

НОУ ТЕПСОШ» необходимо провести мероприятия и подготовить следующие документы:

п /п

Название мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственные

1

Совещание при директоре «Определение ключевых моментов работы школы в рамках Стандарта православного компонента»

май 2011

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

2

Совещание при завуче «Перспективы работы школы в условия введения Стандарта православного компонента в основное общее образование»

июнь 2011

Гошева П.Б.

3

Формирование рабочей группы по созданию Программы реализации Стандарта ПК, распределение обязанностей между членами рабочей группы.

июнь 2011

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

4

Разработка проекта Программы реализации Стандарта ПК

сентябрь - декабрь 2011

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

5

Педсовет «Обсуждение проекта Программы реализации Стандарта ПК», обсуждение условий и возможностей реализации Стандарта ПК, уточнение стратегии работы школы в условиях реализации Стандарта ПК

февраль 2012

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

6

Семинары, посвященные изучению Стандарта ПК

апрель 2012

август 2012

октябрь 2012

ноябрь 2012

май 2013

сентябрь 2013

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Чирина Т.А.

Рудакова Л.Н.

7

Создание системы консультирования и контроля по реализации Стандарта ПК

апрель 2012

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

8

Разработка рабочих программ по образовательным предметам общего образования с введением православного компонента с приложение методических материалов

2011-2013 гг.

Гошева П.Б.

Чирина Т.А.

Рудакова Л.Н.

Бабаева Л.В.

9

Разработка авторских программ по вероучительным дисциплинам (Церковнославянскому языку, основам православной веры, церковной гимнографии, истории церкви) с приложением методических материалов

2011-2013 гг.

Прот. Л. Водолазский

Иеромонах

Иаков (Степкин)

Свящ. Д. Кульков

Гошева П.Б., Л.В.

Бабаева, Чирина Т.А.

10

Утверждение рабочих и авторских программ с православным компонентом

август 2011

август 2012

август 2013

август 2014

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Чирина Т.А.

Рудакова Л.Н.

11

Мониторинг введения православного компонента в образовательные программы общего образования

2 раза в год

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Чирина Т.А.

Рудакова Л.Н.

Арчакова Н.В.

12

  1. Анализ данных мониторинга;  корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений; внесение изменений в содержание программ.
  2. один раз в год (июнь месяц)

 

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Чирина Т.А.

Рудакова Л.Н.

Арчакова Н.В.

13

Проведение внутреннего аудита по мероприятиям реализации Стандарта ПК

ежеквартально

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

14

Усовершенствование системы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации стандарта ПК

сентябрь 2014

Прот. Л. Водолазский

Павлова И.И.

Бабаева Л.В.

15

Усовершенствование системы дополнительного образования условиях реализации стандарта ПК

сентябрь 2014

Прот. Л. Водолазский

Павлова И.И.

Крупко Е.А.

16

  1. Анализ результатов реализации Программы введения «Стандарта Православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования НОУ ТЕПСОШ».

октябрь 2014

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

 

17

  1. Систематизация полученных данных; обобщение и распространение опыта в профессиональном сообществе.

ноябрь 2014

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

18

  1. Диагностика и формулирование проблем и перспектив дальнейшей работы в процессе реализации православного компонента в общем образовании.

декабрь 2014

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Бабаева Л.В.

Павлова И.И.

Шеломовкая Е.А.

Арчакова Н.В.

19

Пересмотр приоритетов программной  деятельности по значимости и актуальности согласно требованиям времени и общецерковных задач

ежегодно

Прот. Л. Водолазский

Гошева П.Б.

Павлова И.И.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Дальнейшее развитие образовательной системы
  •  школы, основанной на интеграции учебного 
  •  процесса и внеучебной деятельности, 
  • универсальности образования в условиях
  •  реализации православного компонента.
  • Интеграция, адаптация и совершенствование
  •  учебных программ на основе требований 
  • Стандарта православного компонента.
  • Освоение новых программ, технологий интегрированных 
  • связей между ними, расширение 
  •  православного образовательного компонента, 
  • помогающего включить в систему личного роста 
  • и развития всех учителей и учащихся, независимо
  •  от уровня методической подготовки 
  • и учебной дифференциации.
  • Усовершенствование структуры учебных планов, 
  • программ, учебно-методического комплекса 
  • с целью обновления содержания образования 
  • в соответствии со Стандартом православного
  •  компонента и его более полного усвоения учащимися.
  • Повышение педмастерства и квалификации 
  • педагогов и восприятие педагогического
  •  труда как православного служения, понимание 
  • призвания учителя как дара Божия.
  • Совершенствование воспитательной системы
  •  в православной школе (программы по всем 
  • направления воспитательной работы).
  • Активное участие родителей в реализации
  •  концепции воспитательной системы школы.
  •  Построение системы последовательной работы
  •  с семьями школы, как основными единицами
  •  структуры школьного сообщества по включению
  •  их в реализацию общешкольных задач в рамках 
  • модернизации общеобразовательного процесса.
  • Формирование полноценной психики 
  • обучающихся с устойчивым нравственным, 
  • благочестивым поведением.
  • Формирование культуры жизненного 
  • самоопределения: ориентация на православную
  •  благочестивую семью, культуру труда, православные
  •  традиции.

  • Расширение перечня общедоступных
  •  дополнительных образовательных услуг
  •  содержащих православный компонент, реализуемых 
  • в школе и повышение уровня их качества.
  • Наличие авторских программ дополнительного
  •  образования детей с православным компонентом.
  • Увеличение количества детей, занятых 
  • организованной досуговой деятельностью, 
  • опирающейся на православные  традиции.







Целевые

индикаторы (результаты) Программы

Показатель (индикатор) (являются ориентировочными, могут быть изменены с учетом специфики школы)

Стартовые условия (исходный процент)

2014 год

(срок окончания)

(плани-

руемый оконча-

тельный процент)

 

Доля учителей повысивших квалификацию по вероучительным предметам

0

70

Доля учителей принявших участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных мероприятиях по тематике вероучительных предметов

0

100

Доля учителей-победителей конкурсов пед.мастерства

20

40

Доля учителей - участников экспериментальных площадок

0

50

Процент качества знаний учащихся по вероучительным дисциплинам

Закон Божий

Качество по предмету

класс

2010-2011

2011-2012

2012-2013

 

3

 

 

89,3

 

4

 

 

75,0

 

5

 

 

82,0

 

6

 

91,7

95,5

 

7

100,0

94,0

 

 

8

83,0

 

 

 

 

Церковнославянский язык

Качество по предмету

класс

2010-2011

2011-2012

2012-2013

 

2

88,0

81,3

83,3

 

3

58,0

88,0

100,0

 

4

61,0

100,0

94,0

 

5

100,0

94,0

100,0

 

6

100,0

 

100,0

 

 

Гимнография

Качество по предмету

2010-2011

2011-2012

2012-2013

 

4 класс

88,0

100,0

88,0

 

5 класс

8

,0

94,0

94,0

 

6 класс

69,0

100,0

100,0

 

7 класс

65,0

100,0

93,0

 

90

95

95

Результаты участия учащихся в конкурсах и олимпиадах по вероучительным предметам

1,2,3 места в олимпиадах школьников по ОПК на муниципальном и  региональном уровнях

1,2,3 места

в олимпиадах школьников

по ОПК на муниципальном и  реги-

ональном

уровнях

Выпускники, поступившие в богословские вузы, духовные училища, семинарии

16

Выпускники, ставшие священнослужителями

4

Выпускники, работающие в организациях русской православной Церкви

27

Известные выпускники школы

На момент принятия программы -7

 

Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей

Контроль промежуточных результатов по вероучительным предметам (2 раза в год)

Итоговая аттестация по вероучительным предметам (1 раз в год)

Поэтапное подведение итогов (ежегодно)

Отслеживание логики программной деятельности и слаженности работы системы  (ежеквартально)

Формирование инфраструктуры и механизма деятельностного  подхода в достижении целей программы.

 


II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ПОУ

Наименование ПОУ

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Тверская епархиальная православная средняя школа

во имя свт. Тихона Задонского»

Адрес

170001, г. Тверь, Двор Пролетарки,15

Телефон

42-72-55

Факс

42-32-31

mail

noutepsosh @ mail.ru, lubov063@ mail.ru

сайт

www.tepsosh.ru

Директор

протоиерей Леонид Евгеньевич Водолазский,

руководитель высшей категории, почетный работник

общего образования РФ, почетный работник

общего образования Тверской области

Тип ОУ

Среднее (полное) общеобразовательное

Вид ОУ

Конфессиональное (епархиальное православное)

Реквизиты лицензии на право ведения образовательной деятельности:

рег. №: 296

серия: РО

010399

Дата выдачи: 25.07.2011

Срок действия: бессрочно

Реквизиты свидетельства о государственной аккредитации:

рег. №:11

серия: ОП

004577

Дата выдачи: 19.02.2010

Срок действия: по 31.07.2014

Церкви Регистрационный № КП-11/18 от 06.05.2011 по 06.05.2014

Реквизиты конфессионального представления Русской Православной Церкви

рег. №: КП-11/18

Дата выдачи: 06.05.2011

Срок действия по 06.05.2014

 

 

Реквизиты свидетельства о регистрации юридического лица

рег. №: 1026900565922

серия: 69

001974128

Дата выдачи: 02.06.2011

Срок действия

Устав

Утвержден: 19.05.2011

Зарегистрирован: 02.06.2011 № 2116900007794

Реквизиты свидетельства на право владения (использования) материально-технической базы учреждения

 

 

 











III. СТРАТЕГИЯ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА ПКПОУ

Цели

Программы

с учетом

специфики ПОУ

Формирование целостной образовательно - воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность на основе традиционных для России духовных, религиозных и культурных ценностей в системе церковного уклада жизни школы.

Задачи

Программы

с учетом

специфики ПОУ

  • Совершенствование и развитие православного уклада жизни школы, способствующего духовно - нравственному становлению и развитию личности обучающегося, раскрытию его возможностей, способностей и талантов, заложенных Богом.
  • Введение православного компонента, предназначенного сформировать целостную картину мира на основе православного мировоззрения, воспитывающего духовно-нравственного гражданина и патриота.
  • Объединение усилий Церкви, семьи и школы по совершенствованию системы воспитания, позволяющей преобразовывать полученные знания в личный духовный опыт, укреплять в обучающихся навыки христианского благочестия.
  • Проведение экспериментальной деятельности с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме: «Актуальные вопросы преподавания церковнославянского языка в условиях реализации Стандарта православного компонента».

Модель

Выпускника

ПОУ в условиях

Реализации

Программы

ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА I СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Ученик 4 класса имеет потенциал для дальнейшего развития:

1. В области религиозной и нравственно-практической

  • Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
  • Наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
  • Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников на основе православной этики.
  • Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру, бережного отношения к природе и всему живому.
  • Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
  • Освоение начал православных традиций в системе богослужебного круга.

2. В области умственного воспитания и образования

  • Формирование основных умений навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
  • Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие теоретического мышления.
  • Имеет развитую познавательную деятельность, соответствующую уровню актуально-возрастных норм, наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

3. В области эстетического воспитания

  • Обладает хорошо развитой эмоциональной сферой, соответствующей своему возрасту.
  • Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
  • Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
  • Наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения.

4. В области физического воспитания:

  • Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
  • Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
  • Желание пробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

 

ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА II-III СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

1. В области религиозной и нравственно-практической

  • Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
  • Наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность.
  • Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
  • Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
  • Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения.
  • Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.
  • Наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества.
  • Наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства.
  • Быть носителем норм православной христианской нравственности. Обладать способностью к совершенствованию нравственных поступков.

2. В области умственного воспитания и образования

  • Формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
  • Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке, готовностью действовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях. Обладать развитой, грамотной речью, незасоренной, словами «паразитами» и жаргоном.
  • Самостоятельно работать с литературными источниками, заниматься самообразованием.
  • Мотивированностью  на получение прочных знаний.
  • Компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности.

3. В области эстетического воспитания

  • Способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
  • Знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.
  • Апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
  • Наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения.

4. В области физического воспитания

  • Дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
  • Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями.

Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на данной ступени.

Выпускник должен стать исполнительным, скромным тружеником, отличающимся, прежде всего целеустремленностью в главном деле нашей жизни - богопознании, в прославлении имени Господня через исполнение Его святой воли, служением Ему чистым сердцем, побеждающим зло добром. Он должен обладать нравственным благородством и желанием своими талантами бескорыстно служить людям, стремлением к созиданию, развитию и реализации, полученных от Бога творческих способностей.

Вера для него должна стать частью собственного жизненного опыта, его собственного мышления, его собственной нравственной жизни. Вера в Иисуса как «Христа Сына Бога Живого» должна являться центром христианской жизни, источником всякой мудрости, силы и добродетели. Начало мудрости – страх Господень.

Кроме страха Божиего выпускник должен иметь чувство благоговейного отношения к святыне, сознание присутствия Божия, осознавать, что грех – всегда какой-то разрыв в отношениях с другими, а не просто нарушение правил. Важно научиться ценить личные отношения, связывающие с родителями, школьным коллективом, научиться состраданию, сопереживанию, дружбе, прощению, взаимопомощи. Быть терпимым к окружающим, реально оценивать жизнь и не ждать исполнения всего и сразу, только при небольшом желании и минимальных усилиях со своей стороны. Не видеть в своих неудачах вину другого, а пытаться увидеть свою вину. Никогда не нарушать свое слово, твердо держаться своего призвания.

Следуя православной христианской морали, не всегда надо делать то, что хочется, проявлять послушание. Без послушания невозможна никакая духовная жизнь, никакое освобождение от греховных страстей и вожделений. Послушание Господу (соблюдение заповедей Божиих), начальникам, родителям и старшим, «всякому человеческому установлению» (1 Петр 2.13) и «друг другу в страхе Божием» (Еф. 5,21). Умение переносить неприятности, заливать огонь чужой раздражительности водой собственной кротости (смирение). Уметь находить доброе в людях и жизни, чтобы побеждать зло. Должно произойти слияние религиозных знаний со знаниями школьного курса.

1. В области религиозной и нравственно-практической

  • Усвоение ценностей и понятий «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «жизненная цель», «субъективность».
  • Чувство гордости за свою Родину. Наличие исторической памяти как чувства сопричастности с родным народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины.
  • Осознание себя чадом Русской Православной Церкви.
  • Наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства.
  • Любовь к ближним, через социальное служение и жертвенность.
  • Ответственность и прилежание в учебе.
  • Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.
  • Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой жизни.
  • Сознательная активность в общественных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
  • Способность контролировать и корректировать в общении и отношения с конкретным человеком свою и чужую агрессию, уважение к старшим, честность, отсутствие лицемерия и тщеславия.
  • Нравственное благородство и желание своими талантами бескорыстно служить людям, стремление к созиданию, развитию и реализации, полученных от Бога творческих способностей.
    • Сознательное участие в церковных таинствах, богослужениях.
    • Соотносить свою жизнь с богослужебным кругом.
    • Умение жить просто, без капризов, и довольствоваться малым.

1.1. Выпускник должен знать или иметь представление о следующем:

  • Ø в чем состоит истинная добродетель;
  • Ø в чем прямой порок;
    • что есть истинная вера и каковы ее плоды, а что суеверие и лицемерие, и каковы их последствия;
    • Ø что составляет прямую нашу пользу, а что настоящий вред;
      • что беспогрешительно ведет к благополучию земной и будущей жизни, и что отводит или препятствует или затрудняет спасительный путь;
      • каким образом и с каким намерением следует отправлять свои молитвы: моления и благодарения, и совершать таинства, и что может сделать это служение или суеверием, и потому Богопротивным, или бесполезным и бесплодным;
      • без познания Закона Божьего невозможно иметь добродетельного и благочестивого жития, невозможно стяжать самой веры: «Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим.10,17).
  1. В области умственного воспитания и образования
  • Желание, стремление и готовность продолжить обучение после школы.
  • Сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, необходимых для дальнейшего образования.
  • Наличие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Знание и понимание основных положений Конституции РФ и Социальной концепции Русской Православной Церкви.
  • Владение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных возрастов и жизненных взглядов.

3. В области эстетического воспитания

  • Стремление и умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.
  • Потребность в посещении театров, музеев, выставок, концертов.
  • Желание творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности.
  • Умение видеть в окружающем мире «Красоту Божьего мира», во всем видеть Руку Творца.

4. В области физического воспитания

  • Стремление к физическому совершенству.
  • Осознание прямой связи между физическим состоянием человека и его работоспособностью.

Планируемые результаты

реализации Программы

для ПОУ

  • Дальнейшее развитие образовательной системы школы, основанной на интеграции учебного процесса и внеучебной деятельности, универсальности образования в условиях реализации православного компонента.
  • Интеграция, адаптация и совершенствование учебных программ на основе требований Стандарта православного компонента.
  • Освоение новых программ, технологий интегрированных связей между ними, расширение православного образовательного компонента, помогающего включить в систему личного роста и развития всех учителей и учащихся, независимо от уровня методической подготовки и учебной дифференциации.
  • Усовершенствование структуры учебных планов, программ, учебно-методического комплекса с целью обновления содержания образования в соответствии со Стандартом православного компонента и его более полного усвоения учащимися.
  • Повышение педмастерства и квалификации педагогов и восприятие педагогического труда как православного служения, понимание призвания учителя как дара Божия.
  • Совершенствование воспитательной системы в православной школе (программы по всем направления воспитательной работы).
  • Активное участие родителей в реализации концепции воспитательной системы школы. Построение системы последовательной работы с семьями школы, как основными единицами структуры школьного сообщества по включению их в реализацию общешкольных задач в рамках модернизации общеобразовательного процесса.
  • Формирование полноценной психики обучающихся с устойчивым нравственным, благочестивым поведением.
  • Формирование культуры жизненного самоопределения: ориентация на православную благочестивую семью, культуру труда, православные традиции.
  • Расширение перечня общедоступных дополнительных образовательных услуг содержащих православный компонент, реализуемых в школе и повышение уровня их качества.
  • Наличие авторских программ дополнительного образования детей с православным компонентом.
  • Увеличение количества детей, занятых организованной досуговой деятельностью, опирающейся на православные  традиции.

Риски и их минимизация

Риски

минимизация

Получение некачественного результата

Расширение обмена опытом, стимулирование личной активности, координация деятельности с ведущими педагогическими, научными и церковными центрами. Ориентация на ключевые проблемы.

Обострение отношений в коллективе из-за дополнительной нагрузки

Определение четких, ясных критериев стимулирования работы

Возможность реализации лишь при внешней поддержке вышестоящих, церковных инстанций и получения дополнительного финансирования

Выделение труднопреодолимых задач и их целевое решение

Сокращение объема общего финансирования школы

Риск не преодолимый

Формализм и начетничество в программной деятельности

Развитие живых, неформальных форм деятельности, связанных с реальной жизнью и конкретным личностным служением Церкви

Недостаточная помощь Родителей, всплески их тревожности

Информирование по всем вопросам программы, эффективная работа школьного сайта, проведение мероприятий с родителями

Отсутствие кадрового потенциала, соответствующего требованиям Стандарта православного компонента

Поиск способов воздействия на повышение личной ответственности и заинтересованности профессионального служения





IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА ПКПОУ

Финансовое обеспечение Программы

указать

Наличие кабинетов вероучительных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В школе имеется кабинет вероучительных дисциплин (основы православной веры, церковная гимнография, с выходом в школьный храм для удобства проведения практических занятий и кабинет церковнославянского языка


 

Оснащение кабинетов вероучительных дисциплин (наглядные пособия, АРМ учителя, мультимедийный проектор, смарт-доска, иное)

Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оборудованию современных учебных кабинетов. В кабинетах имеется необходимая для проведения занятий православная литература, наглядные пособия, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, АРМ учителя

 

Учебно-методическая литература вероучительных дисциплин

Библия,Новый Завет,Апостол

Проф.А.А.Олесницкий. Руководство к изучению Священного Писания. Пролог. 2007.

А.С.Десницкий. Библия и Православная традиция. М., 2008.

Православие и Библия сегодня. Киев.2006.

Джон Дрейн. Путеводитель по Ветхому Завету. М., 2007.

Часослов. УПЦ,Черновичко-Боровицкая Епархия. 2001

Псалтирь учебная. Москва 2008.

Прот.А.свирелин. Церковнославянский словарь.М.. «Дар», 2008.

Протопресвитер Михаил Помазанский. Мысли о Православии. М., 2004.

Диакон Андрей Кураев. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника по миссиологии. М., 2009.

Прот.И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Весть, ВИМО, 1992.

Свящ. С.Рассказовский. Очерк православного догматического богословия. С-Пб., 1993.

Г.И.Шиманский. Нравственное богословие.Киев 2008.

Иерей Олег Давыденков Догматическое богословие. Курс лекций ч.I, II, III. М., 1997.

Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Издательский совет РПЦ, 2005.

Архиепископ Михаил Мудьюгин. Введение в основное богословие. М., 1995.

Х.Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992

Проф. И.М.Андреев. Православно-христианское Нравственное Богословие. Holy Trinity Monastery. Jordanville. N.Y.1966.

Епископ ИЛАРИОН (Алфеев) Православие.т.1, М., 2008.

Богослужение Православной Церкви, краткое пособие для изучения православного богослужения, М.. «Дар»,2005

Всенощное Бдение, Божественная Литургия.,Новая книга,2000

Протоиерей Григорий Дьяченко. Вечерня,утреня,всенощное бдение.Киев 2006

Прот.Л.Водолазский, авторское пособие по литургике.2009

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» 1995-1997 гг.

Сборник ИМКА – ПРЕСС «Закон Божий» 5 томов

Точное изложение православной веры. Прп.Иоанн Дамаскин.,М., «Дар»,2007

А.Плетнёва, А.Г.Кравецкий «Церковно-славянский язык!» М.,1996

Е.В. Макарова «Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка»

Букварь, С-Пб., 1992г.

Букварь славянский или церковный и краткое учение о богослужении, М., 1998г.

Букварь. Молитвослов. Детский катехизис. М.,1999

Первая учебная книга  Церковно-славянского языка для начальных и низших училищ. Р-Д., 1991

Т.А. Миронова «Церковно-славянский язык.» Часть 1. М.,1996

В.И.Супрун «Учебник по церковно-славянскому языку» В.,1994г.

В.М.Якименко «Православная этика», авторское пособие, испр.и дополн.2005г.

Бородина А.В. Мы и наша культура, Основы Православной культуры,М.,2007.

Шевченко Л.Л. Православная культура 2 класс. М., 2004,

Жития святых. М.,Ковчег.2004

свящ. Тимофей. Уроки о здоровье и добродетели. М., Паломник, 1999.,

Гонаго Б. Детям о молитве. Минск, 2000,

Ветхий и Новый Завет в простых рассказах. Прометей 1991.

Сборник репродукций «Двунадесятые праздники».

 

 


Педагоги вероучительных дисциплин

ФИО

Образование (вуз, год окончания, специальность, квалификация)

 

Курсы повышения квалификации (наименование курсов, вуз, к-во часов, год)

Разряд, категория, ученая степень

 

 

Награды

Протоиерей

Леонид

Евгеньевич

Водолазский

Высшее образование (ЛГУ, 1973 г., специальность биолог, квалификация биолога - ботаника высших растений; учителя биологии и химии средней школы)

Курсы ПК ИнНО ФГБОУ ВПО при ТГУ 2012 год

Высшая квалификационная категория, кандидат биологических наук

Орден РПЦ св. князя Даниила Московского 3 степени, Орден РПЦ св. Серафима Саровского 3 степени, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», звание «Почетный работник науки и образования Тверской области», Почетные грамоты Главы города, Благодарность губернатора Тверской области

Иеромонах

Иаков

(Стёпкин Павел

Владимирович).

Образование высшее. Смоленский государственный педагогический. университет, 2000 г. (учитель истории, обществознания и права). Смоленская духовная семинария. Московская духовная академия (церковно-практическое отделение).

 

 

 

 

Иерей

Дмитрий

Аркадьевич

Кульков

Высшее образование факультет теологии (ТГУ,  2003 г. Специальность Педагогика и методика начального образования, квалификация учитель начальных классов)

 

МДС, 3 курс

 

Чирина

Татьяна

Александровна

Высшее образование (Московский гос. Заочный пед. институт, 1978 г. Специальность русский язык и литература, квалификация учитель русского языка и литературы средней школы)

 

Курсы ПК учителей НОУ ТОИУУ 2010 год

Высшая квалификационная категория

Почетная грамота МО и науки РФ, Почетная грамота ДО, Благодарность Главы города Твери

Гошева Полина Борисовна

Высшее образование (ТГУ,  1999 г. Специальность Математические методы и исследование операций в экономике, квалификация экономист - математик)

Курсы ПК руководителей НОУ ТОИУУ 2009 год, магистратура Московского института международных социально - гуманитарных связей (магистр в системе образ.)

Первая квалификационная категория

Почетная грамота ДО, Почетная грамота администрации города, Благодарность Главы города Твери

Бабаева Лариса Викторовна

Образование средне-специальное педагогическое (Тверское педагогическое училище, 1992 г., специальность учитель начальных классов общеобразовательной школы, квалификация учитель начальной школы)

Курсы ПК ИнНО ФГБОУ ВПО при ТГУ 2012 год

Высшая квалификационная категория

Почетная грамота УО, Благодарность Главы города Твери